Главная страница

Нравится
 

Ремесленниками в Румском султанате были преимущественно местные жители. Это отметил В. А. Гордлевский: поскольку ремесленники были в Малой Азии задолго до прихода Сельджукидов, естественно, что это были христиане (армяне, греки), заимствовавшие много, конечно, от уже исчезнувшего туземного населения Малой Азии. Роль армян и греков в ремесле Малой Азии XI—XIII вв. огромна [49, стр. 102—104]. Об этом есть свидетельства во многих источниках того времени. Ибн Баттута, в частности, отмечал, что в г. Лядике (Западная Анатолия) большинство ремесленников-ткачей — гречанки, они выделывали ткань «лядики», которая славилась по всей Анатолии [301, стр. 425]. Большая роль местных жителей в ремесле наложила отпечаток на многие области материальной культуры сельджуков.
Местное влияние сильно сказалось и на сельджукской архитектуре, в строительстве мечетей, медресе, усыпальниц (тюрбе, кюмбет), дворцов (сарай, кёшк), караван-сараев и т. п. Так, пирамидальный купол — основа сельджукской культовой архитектуры — был заимствован, скорее всего, у армян . Многие архитекторы и строители, имена которых сохранила история, происходили из местных жителей (или из жителей соседних стран). Например, «Голубая медресе» в Сивасе построена в 1271 г. архитектором Калояном (Кало Я ни — греческое имя), «Большая мечеть» и больница в Диври- ги (1228 г.)—Ахмедом бин Ибрагимом из Тбилиси, усыпальница «Ситте Мелик» в Дивриги (1195/96 г.) — Бахрамом (перс или армянин?), «Мечеть Алаэддина» в Конье перестроена в 1219/20 г. Мухаммедом Кауланом из Дамаска, мимбер (кафедра) в «Большой мечети» в Дивриги (год неизвестен) — Ахмедом из Тбилиси [344, стр. 204, 207—209]. Ибн Биби пишет, что во дворце одного из беев Малой Азии он видел бронзовую статую льва, из пасти которого бил фонтан [301, стр. 442]. Это было заимствованное у византийцев традиционное украшение многих анатолийских дворцов сельджукской эпохи.